Рейтинг@Mail.ru
Место для баннера 1200x90px

Ирина Сергеева: любовь к детям — это наша профессия

10:25
261
-

5 октября свой профессиональный праздник отмечают работники сферы образования. Накануне праздника мы побеседовали с Ириной Константиновной Сергеевой, прошедшей путь от учителя школы села Годуново до начальника управления образования администрации Александровского района, о призвании учителя, его миссии и о том, кто будет учить детей в новых школах Александрова.

— Почему вы выбрали профессию педагога?
— Я родилась в деревне Брыковы Горы Александровского района. Сама из простой рабочей семьи: мама у меня — работник сельского хозяйства, папа — работник железной дороги. Моя тетя (папина сестра) — учитель начальных классов, жила в Эстонии. Может быть от нее передалось, что я с детства хотела стать учителем. Замечательные учителя были и в школе в Арсаках, где я училась. В 1980-м году, когда я закончила школу и поступала во Владимирский педагогический институт имени Лебедева-Полянского, сдавала экзамены на литфак, у меня неплохо шли дела с немецким языком, и приемная комиссия предложила переводиться на иняз. Преподавателем немецкого языка у меня была Евгения Артёмовна Игнатчук, жена офицера, которая жила в Германии и давала нам прочные знания. Не могу не отметить моего классного учителя и преподавателя математики Людмилу Иосифовну Федотову. Класс у нас был большим, более 30 человек, и практически 70% получили высшее образование.

— Какое у вас было первое место работы?
— Моя педагогическая деятельность связана всего с двумя школами Александровского района. Начало моей деятельности в течение трех лет — школа в селе Годуново, куда я попала после института в 1984 году. После — школа № 9 города Карабаново, где я проработала по январь 2008 года. В Годунове я работала учителем русского языка и литературы. В карабановскую школу я тоже пришла учителем, через год меня назначили заместителем директора по воспитательной работе, еще через год — заместителем директора по учебной работе. С 1998 года я работала директором школы до прихода на управленческую должность. Двадцать лет моего педагогического труда связаны со школой № 9.

— Как лично для вас происходил переход от педагогической деятельности к административной?
— Очень болезненно и проблемно. На эту должность меня уговаривали в течение полугода, а я не хотела расставаться со школой, потому что у меня был хороший сформированный коллектив, крепкая родительская общественность… У меня до сих пор друзей больше в Карабанове, чем в Александрове! И поэтому я не хотелось заниматься этой чиновничьей деятельностью. Первые три месяца я постоянно хотела бежать в школу, мне не хватало детских голосов, мне не хватало ведения уроков. Конспекты уроков я хранила долго. Школа — это та атмосфера, которая помогает чувствовать себя по-настоящему счастливой. Потом начала искать «плюсы» и в этой должности.

— В вашей нынешней работе другие задачи, более глобальные и более бумажные.
— Да, бумажной работы очень много, но иногда я хожу на открытые уроки и семинары в школу. Не обязательно на уроки литературы. Чувствую, что порох в пороховницах еще есть — урок провести я еще могу.

— Можете оценить уровень подготовки учителей «того времени» и современной школы?
— Так складывалось, что учителя русского языка были достаточно сильны в Александровском районе во все времена. Я в течение нескольких лет ездила на медальную комиссию в область. У нас всегда было много медалистов в части русского языка. Если говорить обо мне, я закончила обычную сельскую школу и без всякого репетиторства и без блата смогла поступить в институт. И я не одна такая была. Когда уже работала учителем (конец 1980-х — начало 1990-х) имеющаяся система и рабочая программа давали более качественную подготовку. Я не сторонница ЕГЭ как единственной формы сдачи экзамена. В одиннадцатых классах сейчас со сдачей ЕГЭ просто, аттестаты получают практически все. Мы их, не люблю это слово, но вынуждена сказать — натаскиваем. Мы: учителя, репетиторы, родители. Раньше такого не было. Я бы Министерству просвещения порекомендовала обратиться к практикам и проанализировать эту ситуацию.

Да, сейчас в педагогике новые подходы, новые веяния. Но что всегда должно оставаться — любовь к детям, потому что это наша профессия. Педагог должен видеть в каждом ребенке его потенциальные возможности, уметь раскрыть его. И никаких унижений. Не терплю этого. Считаю, что педагог, который пытается унизить ребенка, этим проявляет свою несостоятельность как педагог, не найдя подход к ребенку. Потому что неуспешных детей не бывает.

— Состояние в образовании Александровского района по-прежнему стабильно тяжелое?
— Да, из-за нехватки учителей и близости к Москве с более высокими зарплатами мы закрываем вакансии имеющимися ресурсами. Средняя нагрузка учителей по району — 1,7 ставки. Это много. Поэтому качественно работать в таких условиях очень-очень сложно. В этом году в образование пришло всего 13 молодых специалистов. Мы испытываем особую нехватку учителей начальных классов, учителей математики… Это просто крах. Я уже не говорю про учителей основ безопасности жизнедеятельности. А это — важный предмет, который должен готовить детей к практическим применениям своих знаний в экстремальных ситуациях. Во многих школах этот предмет ведут классные руководители, женщины. Приток мужчин минимален. Конечно, предметы ведутся. Нет у нас таких предметов, которые дети не изучают, но вопрос в том, что не всегда это правильно.

— В микрорайоне Черемушки запланировано строительство новой школы. А где же мы при такой ситуации найдем для нее педагогов?
— Отдел ЖКХ администрации Александровского района заключил контракт на приобретение проекта вторичного использования школы на 800 мест. Но в программе мы стоим на 2021-2022 годы. Впереди нас Ковров, Кольчугино, Собинка, Владимир — приоритет отдан тем районам, где учащихся, обучающихся во вторую смену, значительно больше. У нас в районе пять школ с двухсменным режимом работы. Самая проблемная школа — № 13, в которой 1670 человек. Это очень много с учетом, что ее проектная мощность — 1100. Но новая школа будет.

Где взять для нее педагогов? Я такой же вопрос задавала себе, когда у нас открывались новые детские сады. Та же ситуация. Это тоже новые коллективы. На сегодняшний день они сформированы. И нашлись воспитатели. Каким образом мы шли: кого-то из младшего обслуживающего персонала переучили и подготовили, привлекали из других заведений, кто-то вернулся из Москвы. Проблема будет иметь место, в проектах у нас есть руководитель учреждения, который будет формировать свою команду. Надо учесть, что если мы уведем из школы № 13 семьсот человек, часть педагогов высвободится. Может быть, учителя-предметники смогут работать на два образовательных учреждения. Но будем вести работу и по молодым специалистам.

— Стройкомпания «Эврика» застраивает новый микрорайон на площадях бывшего завода ЖБИ. После того как, согласно ее планам, там будет построено двенадцать девятиэтажек, большая нагрузка ляжет на школу № 14.
— В таком же положении окажется и школа № 4, где рядом на улице Базунова возводятся многоэтажки, «нацеленные» на центр. Но существуют и нацпроекты, которые будут работать до 2030 года. Если возникнет такая необходимость, будем решать. Может быть, после вхождения в такую программу где-то в центе появится мини-школа для «началки» мест на 300-400. Будем думать, вопрос не снимается с повестки дня.
Но есть и еще одна тенденция. Если мы проследим демографическую ситуацию, то через три года мы попадаем в глубокую демографическую яму. При таком положении дел мы, может быть, и своими силами обойдемся. Я боюсь даже, что заполненности детских садов на каком-то этапе может не быть. Возможно, национальные проекты, озвученные Президентом, которые касаются и демографии, каким-то образом будут улучшать ситуацию. Пока заметно, что все те имеющиеся меры по защите детства, такие как материнский капитал и наделение семей земельными участками, не достаточны. И это не только статистика Александровского района — это общероссийская статистика.

Подробности на:
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Этот сайт использует файлы cookies, чтобы облегчить вам пользование нашим веб-сайтом. Продолжая использовать этот веб-сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies. Подробнее о том, как мы пользуемся файлами cookies и как ими управлять, вы можете узнать нажав на ссылку ниже.