Рейтинг@Mail.ru
Место для баннера 1200x90px

Из Москвы – в глубинку. Знаменитые художники переехали в Александровский район

11:11
261
-
Из Москвы – в глубинку. Знаменитые художники переехали в Александровский район

Мало у кого вызывает удивление тот факт, что наш Александровский район облюбовали москвичи. Мы привыкли, что с ранней весны до поздней осени именно жители столицы увеличивают численность населения нашей территории в разы, живут здесь на дачах в поселках, вывозят сюда своих престарелых родителей с сиделками – воздух здесь чище, тише, чем в мегаполисе и время бежит не так стремительно.

Но чтобы семья успешных, знаменитых художников выбрала наш район местом своего постоянного жительства, такое случается не часто. А вот авторы двух широко известных передвижных выставок «Русская палитра» и «О нарядах и обрядах» Мария Подкопаева и Иван Кириллов, выпускники мастерской Российской академии живописи, ваяния и зодчества имени Ильи Глазунова поселились в деревне Легково. И живут там уже полтора года, и настоящее подворье развели с козами, ягнятами, разной птицей. Все успевают – и детей растить, а их в семье трое – Гриша (11 лет), Люся (7 лет) и Надежда (3 годика), и картины писать.

Я впервые услышала об этой семье от главы администрации Андреевского сельского поселения О. Н. Федулова. Он давно меня просил написать о них, потому что как-то быстро вписались эти «столичные гости» в быт русской деревни, потому что картины у них настоящие, реалистичные. А я сначала познакомилась с семьей на выставке в Александровском художественном музее, и только через год, в начале этой осени судьба забросила меня в дом-усадьбу художников.
Когда я приехала в гости к Марии Подкопаевой, то первым моим ощущением было, что я попала в русскую народную сказку. Открываются ворота, и навстречу мне идет молодая красивая женщина в ярком сарафане, белой рубахе с вышивкой, она ведет за руку дочурку Наденьку, а за ними скачут белые козлята, разноцветные ягнята, в развалку поспешают серые гуси-лебеди, на тонких ножках семенят цесарки, павловские курочки. Все это царство блеет, гогочет, квохчет – радушно встречает гостя.

Супруг Марии был в этот день в отъезде, он «добытчик» и движущая сила всех проектов, а она на хозяйстве с тремя детьми. Мне показали сад, огород, где я успела заметить в теплице спелые помидоры. Повели знакомить с кроликами, большим индюком, нубийским козленком, какими-то удивительными восточными овцами, которые, как и козы, могут давать молоко, с хохлатым петушком, отданным соседями, потому что его не принимали птицы по прежнему месту жительства, но прекрасно чувствующим себя здесь. Мне рассказали историю приобретения или появления на свет практически каждого обитателя птичьего двора. И мы поговорили, просто и душевно, о жизни, о творчестве, о планах на будущее.

— Как же вы, успешная москвичка, приняли решение постоянно жить в деревне? 

— Случайно. После окончания академии я вышла замуж, у нас родился сын, и тут на меня вышел известный коллекционер с большим заказом. А писать мне было негде, квартира однокомнатная, ребенок маленький. Я попробовала писать Ивана Грозного на кухне, но это с борщом никак не вяжется. У нас здесь была дача, я решила сюда приехать на лето. Написала, получила еще заказ, решила здесь перезимовать, мне понравилось. Я в Москву не еду и не еду, а зачем ехать? Здесь хорошо, с ребенком удобнее, и без идеи или какого-то судьбоносного решения я осталась в деревне жить – и все! 

— Но решение-то оказалось судьбоносным. Здесь родилось еще двое детей! Я помню, как на открытии выставки ваш супруг говорил, что если бы не жизнь в деревне, то и детей бы столько, возможно, не было, а тут все идет своим чередом, все в гармонии с природой. А вам не кажется, что здесь не тот уровень комфорта, который бы вам дала столица?

— А я с этим поспорю. Во-первых, с маленьким ребенком намного проще. Например, если в городе, это выкатывать коляску, я теряю время, мне нужно с ней гулять. Здесь я могу поставить коляску на холодную веранду, включить радионяню, и в это время я могу работать, что-то делать по дому, у меня время экономится, я больше успеваю. Ну, какой еще уровень комфорта? Сейчас в деревне электричество есть, вода есть, слава Богу, в деревне Легково газ есть. Более того, в Москве отключают горячую воду, здесь мне никто ее не отключает. У меня газовая колонка. Отопление, когда хочу, выключу, когда хочу, включу, у нас газовый котел. Могу регулировать – по теплее, по холоднее. Не чистят снег дворники? Ну и что, это же фитнес, это чудесно, благодаря этому я сбросила в весе, я лучше стала себя чувствовать.

Мария уверена, что страсть к деревне в ней заложена на генетическом уровне. В детстве ее часто на лето увозили в Онежье, и там, на русском севере она чувствовала себя, как дома. Возможно, именно там и зародилось зерно любви ко всему народному, сильному, настоящему, что воплотится позже в ее полотнах, раскрывающих особый склад и гармонию русской души. Она и в своем большом деревенском доме успевает писать, объясняя это тем, что при большой нагрузке человек отметает все ненужное, наносное, оставляя только главное. А главное для Марии — это семья: дети, муж, главное – творчество.

Для меня вы русский художник, смело берущийся за трудную историческую тему. Вы создали масштабные картины «В смутное время», «Иван Грозный в Александровской слободе». За такие темы не каждый мужчина берется. Почему это близко вам, хрупкой женщине?

— Мне это интересно. Я на третьем курсе академии выбрала историческую мастерскую, потому что хотела подтянуть композицию. А потом меня затянуло, видно, мне интересно все, что сложно. И ведь чем историческая живопись хороша, там есть и портрет, и пейзаж, и натюрморт, и погружение в историю. Я иногда так думаю, а напишу-ка я бал петровских времен, видите, какая свобода, а потом я пойду писать этюды осенние, а потом бабу с коромыслом, а сейчас мне интересна среднеазиатская тема, как ее когда-то показал Верещагин. Простор небывалый дает историческая тема. И мало, кто сейчас этим занимается из художников. Пишут современность, а мне интересно тот же Александров показать не сегодняшним, а каким он был лет сто пятьдесят назад. Это же очень интересно: читаешь-читаешь, возникает образ, к нему прикипаешь, в него влюбляешься.

— За какую тему возьметесь в ближайшем будущем? 

— Давно вынашиваю план начать большую картину «Время пришло» о Степане Разине. Я ее уже давно вижу, у меня всегда так, прежде, чем взяться за кисти, я должна увидеть полотно, начиная с ярких пятен. Народная тема меня волнует до слез. Если я пишу Петра или Ивана Грозного, то я пишу дела народа, я пишу людей. А в переломные моменты истории это люди с особыми сильными характерами.

— А как в одной семье уживаются два живописца? По мне, так это «гремучая смесь»?

— Есть плюсы и минусы. Плюс – он у меня хороший советчик, я часто говорю: «Посмотри, ну, что не так?». Он подходит и указывает на ошибки. А минус – это вечный дележ кисточек и красок.

— А дележ славы?

— А мы абсолютно разные художники. Сначала было, когда только поженились, что каждый немного на себя «одеяло перетягивал», а потом стали работать вместе, и поняли – мы разные. Муж идет от сюжета, а я от эмоций. Мне надо картину оживить, а потом прорабатывать сюжет, он разумно разрабатывает сюжет, а после вносит эмоции, у нас разный колорит, он видит линию, я вижу пятно. Он очень подвижен, я сижу на месте. Титанический труд вложил муж в нашу передвижническую деятельность. Бывает, что у нас идет сразу по три персональных выставки в разных городах, я не знаю, кто еще шесть лет подряд возит две большие выставки от Москвы до Барнаула.

— Думали о том, что будет с вами, вашей семьей лет так через десять?

— А я знала, что вы этот вопрос зададите. Я день назад об этом думала, вот действительно, что я хочу для себя? Какого будущего? Я не могу ответить. Я поняла только одно – надо уметь жить сегодня. Я не хочу жить завтра, не хочу жить вчера. И я только сегодня учусь брать от «сегодня» то, что мне дают. Оказывается, столько возможностей, столько интересного вокруг! Вчера в нашем сельском клубе была презентация кружков. А почему не сделать фитнес-кружок? Для этого нам не надо никакого инструктора, есть проектор, есть интернет, мы проецируем на стену лечебную гимнастику от инструктора и повторяем движения. А что мешает открыть драматический кружок? Что нам мешает? Ничего не мешает. Хочется сделать сельский драматический театр!

Редко когда после интервью остается ощущение легкости. Но это был как раз тот случай, так бывает, когда пообщаешься с цельным и целеустремленным человеком. Это отметили и посетители соцсетей, когда я выложила там фрагменты записанного во время встречи видео. Вот один из отзывов, он очень показателен: «Получила удовольствие от этого интервью. Так надоела каждодневная грязь на ТВ и в Сети, а здесь чистая русская душа, очень правильные были сказаны слова – надо жить сегодняшним днем, а от себя добавлю – с любовью и добром!»

Светлана Аминова

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Этот сайт использует файлы cookies, чтобы облегчить вам пользование нашим веб-сайтом. Продолжая использовать этот веб-сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies. Подробнее о том, как мы пользуемся файлами cookies и как ими управлять, вы можете узнать нажав на ссылку ниже.