Рейтинг@Mail.ru
Место для баннера 1200x90px

МАТЬ-РЫСЬ, ЛЮТОЗВЕРЬ И ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА

15:44
311

Мистика рядом.

-
МАТЬ-РЫСЬ, ЛЮТОЗВЕРЬ И ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА

В древние времена рысь во многих культурах являлась священным и крайне почитаемым животным. Следы древнего культа этого сильного и прекрасного зверя дошли до нас в немногочисленных сказках, мифах и иных свидетельствах архаики.

В славянской мифологии архаичный образ некогда почитаемой дикой кошки соответствует персонажу Арысь-поле, известному нам ныне по одноимённой сказке. Арысь-поле (Мать-рысь) — русская народная сказка о матери, превращенной ведьмой в рысь, а мужем — обратно в человека.

Известно и древнее именование рыси славянами — лютозверь. Также в отдельных северных районах считалось, что рысь — это не совсем рысь, а волчица, которая пять раз принесла потомство. Так что несмотря на такое грозное прозвище, рысь воспринималась как символ материнской силы и способности к произведению сильного потомства, глава рода, мать.

В Древнем Египте особенно почиталась воинственная богиня Мафдет. Это женщина с кошачьей головой или, по мнению некоторых исследователей, с головой рыси. Волосы Мафдет, согласно уцелевшим изображениям, а главным атрибутом её был острый кинжал.Именно её место, Мафдет, впоследствии заняла хорошо известная всем Баст. Мафдет, как и другие боги должна была защищать великого солярного бога и его земную персонификацию — фараона. При этом рысеголовая богиня была беспощадна к врагам. Функции богини, помимо защиты солярного культа и фараона, — месть и правосудие, баланс между ними, а также сопровождение усопших в загробный мир. Одной из форм Мафдет была Менхит — богиня войны, предводительница армии фараона.

Скандинавской мифологии также рысь не чужда. Как известно, животными Фрейи были рыси, которые несли её колесницу. Фрейя, как и египетская Мафдет, к слову, тоже имела отношение к войне. Всех павших в бою воинов делили на две части. Половину брал в свои чертоги великий Один, а другую — Фрейя.

Индейцы с Великих Озер с трепетом почитали божественное создание по имени Mishibizhiw — Велика Рысь (дословно). Она, по преданиям, обитала в воде и под землей, посему, вероятно, она обладала и чертами рептилии. Великая Рысь повелевала всеми подводными существами, а также змеями. Врагом Великой Рыси были Громовые Птицы. Mishibizhiw каждому давала по заслугам и по справедливости. Великой Рыси приносились жертвы, индейцы задабривали её, чтобы та не вытянула из них души.

Якутская богиня-шаманка, связанная с культом плодородия, — Айысыт — облачена в шкуру рыси и связана непосредственно с этим зверем. Якутские женщины обращались к Айысыт, испрашивая себе дитя. Даровать ребенка или нет — решала Айсысыт. Не всегда её решения были положительными. Если милостью одаривала она женщину, то самолично заворачивала дитя в рысью шкуру.

На Балканах известно божество смерти, именуемое местными Жан Алыучу. Жан Алыучу — наполовину человек, наполовину рысь. Бог этот забирал души у людей. В тех краях даже бытовало выражение — кого задрала рысь, тот не поправится.

Но вернёмся в наши земли и обратимся вновь к сказке об Арысь-поле. Один из самых известных её пересказов — Заколдованная Мать Алексея Ремизова (Серебряный Век). Её-то, «Заколдованную Мать», мы и предлагаем вам к прочтению сегодня.

ЗАКОЛДОВАННАЯ МАТЬ

У старика была дочь-красавица. Жил он с нею тихо и мирно, пока не женился на одной бабе. А та баба была злая ведьма. Невзлюбила она падчерицу, пристала к старику:

«Прогони ее из дому, чтобы я ее и в глаза не видела!» Старик взял да и выдал свою дочку замуж за хорошего человека. Живет она с мужем да радуется и родила ему мальчика.

А ведьма еще пуще злится, зависть ей покоя не дает. Улучила она время, обратила свою падчерицу зверем Арысь-поле и выгнала ее в дремучий лес. В падчерильно платье нарядила свою родную дочь и подставила ее вместо настоящей жены. Всем глаза отвела — ведьма же во что хошь, в то и заставит людей поверить! — ни муж, ни люди, никто обмана не распознал.

Ведьмина дочка к ребенку и близко не подходила, не кормила его. Тут старая мамка одна и смекнула, что беда случилась. А сказать боится.

С того самого дня, как только ребенок проголодается, мамка понесет его к лесу и запоет:

Арысь-поле! Дитя кричит,
Дитя кричит, есть-пить просит.

Арысь-поле прибежит, сбросит свою шкурку под колоду, возьмет мальчика, накормит. После наденет опять шкурку и убежит в лес.

«Куда это мамка с ребенком ходит?» — думает муж. Стал за нею присматривать и увидел, как Арысь-поле прибежала, сбросила с себя шкурку и стала кормить малютку. Он подкрался из-за кустов, схватил шкурку и спалил ее.

— Ах, что-то дымом пахнет. Никак моя шкурка горит? — говорит Арысь-поле.
— Нет, это дровосеки лес подожгли, — отвечает мамка. Шкурка и сгорела.

Арысь-поле приняла прежний вид и обо всем рассказала своему мужу. Тотчас собрались люди, схватили ведьму и сожгли ее вместе с дочерью.
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — -
Алексей Ремизов

Источник:
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Этот сайт использует файлы cookies, чтобы облегчить вам пользование нашим веб-сайтом. Продолжая использовать этот веб-сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies. Подробнее о том, как мы пользуемся файлами cookies и как ими управлять, вы можете узнать нажав на ссылку ниже.