История улицы Горького глазами владимирского архитектора

-
11:05
386
История улицы Горького глазами владимирского архитектора

Владимирский архитектор Людмила Зайцева, которой недавно исполнилось 90 лет, размышляет о судьбе одной из градообразующих магистралей Владимира – улице Горького. Людмила Николаевна призывает изучать уроки прошлого, опираться на опыт и традиции владимирских архитекторов ХХ в., у которых было высокое чувство ответственности за облик и развитие областного центра.

Она родилась в Нижнем Новгороде. В 1954 окончила архитектурный факультет Ленинградского инженерно-строительного института. Работала архитектором в институте «Владимиргражданпроект», областном управлении архитектуры и градостроительства. В 1969 – 1977 возглавляла правление Владимирского отделения Союза архитекторов СССР. По её проектам велись строительство и планировка в Александрове, Кольчугине, Лакинске, Судогде, Вязниках. Награждена орденом «Знак Почёта», медалями. Среди основных работ архитектора Зайцевой в г. Владимире – городская больница № 2 (ул.Токарева), жилой квартал по улицам Баумана и Бабушкина в восточном районе, сводный генплан заклязьминской загородной зоны, проект приспособления дома № 1 по ул. Большой Московской для Дома архитектора.

Людмилу Зайцеву отличают высокий профессионализм и активная гражданская позиция. В 1970 она была в числе общественников, протестовавших против сноса Казанской церкви на площади Победы, и недавно выпустила мемуары о драматических событиях почти полувековой давности. Вышла из печати написанная Людмилой Зайцевой история обретения и утраты во Владимире Областного Дома архитекторов. 

О советском зодчестве 50-х годов написано много. Автору показалось заманчивым и просто необходимым хотя бы в главных чертах воссоздать историю застройки одной из древних дорог и главных улиц г. Владимира. Привлечь внимание градостроителей и проектировщиков к основательному изучению архитектуры середины ХХ столетия в областном центре.

Улица Горького начинается от улицы Луначарского, пересекая улицы Мира, Кирова и некоторые другие, проспекты Октябрьский и Строителей до выезда из города. Здесь пролегала древняя дорога на город Юрьев-Польский, основанный в 1152 г. князем Юрием Долгоруким. Называлась дорога Юрьевской.

С 1157 г. Владимир провозглашён столицей Владимиро-Суздальского княжества. Юрьевская дорога, связывающая столицу с наиболее плотно заселенными в XII в. землями княжества в Волго-Окском междуречье, становится одним из важнейших транспортных направлений, которое развивается и застраивается вместе с ростом города.

Застройка будущей улицы и прилегающих участков велась с двух концов: от возвышенности над речкой Лыбедь – как и определение сторон улицы – и от выезда на Юрьев-Польский. Это развитие прослеживается в характерные периоды истории страны: до революции 1917 г. и в первое десятилетие советской власти, в годы первых пятилеток, во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг., в послевоенные годы и до наших дней.

Существует предание о том, что неподалёку от пересечения ул. Горького с проспектом Строителей в XII–XIII вв. находился загородный дворец Марии Шварновны, жены великого владимирского князя Всеволода III Большое Гнездо, который правил Владимиро-Суздальской Русью в 1176 – 1212 гг. Когда я приехала во Владимир в 1954 г., названия «Марьинка», «поселок Марьинка», «Марьина роща» были в обиходе у жителей города. В последние годы они звучат всё реже. Сменились поколения, деревня Марьино в 1951 г. вошла в городскую черту и застроена многоэтажными жилыми домами. На плане Владимира 1927 г. показан совхоз «Марьино». Ул. Марьинская на карте современного города сохраняет память о древнем урочище. Есть и остановка общественного транспорта «Марьинка».

Город рос, вбирая в себя посады, расположенные за крепостными валами.

К концу XVII в. за Лыбедью образовался Новый посад, который по регулярному плану 1781 г. был также разбит на прямоугольные кварталы. Юрьевская дорога становится Юрьевской улицей – к концу XVIII в. она застраивается одноэтажными деревянными, иногда полукаменными домами от побережья Лыбеди до Юрьевской заставы (место современной остановки «Всполье»).

В XVIII в. у Юрьевской заставы возникла Новая слободка, в которой в конце XIX в. до ул. Гороховой было 24 небольших деревянных дома и которая дала начало нынешней улице Мира. В 1892 г. на левой стороне улицы Юрьевской первые два дома принадлежали купцу Муравкину, известному владельцу огородов по берегам Лыбеди; через дом находилась столовая Дома трудолюбия. На правой стороне улицы стояла полицейская будка, рядом с ней фонтан и каменный дом с вывеской «Дом трудолюбия».

В 1914 г. на левой стороне улицы по проекту архитектора Л. М. Шерера в память 300-летия царствования Дома Романовых при общине сестер милосердия Св. Георгия Российского общества Красного Креста была сооружена больница на 25 коек. В годы первой мировой, гражданской, Великой Отечественной войн она служила госпиталем. Ныне – Владимирская городская клиническая больница скорой медицинской помощи (ул.Горького,5). Подобно княжеским палатам возвышается здание больницы над чашей транспортной развязки в долине Лыбеди и представляет эффектное зрелище в вечернее время, когда светятся окна и включается архитектурная подсветка. 

На планах города 1927 и 1928 гг. отмечена квартальная застройка по обе стороны улицы до бывшей Юрьевской заставы. Далее на левой стороне – кустарники, сады, огороды, кирпичный завод имени Володарского, карьеры, городские бойни, поля ассенизации.

Кирпичный завод существовал еще накануне первой мировой войны. В 20-е годы после перерыва завод снова стал выпускать продукцию. Его кольцевые печи для обжига кирпича мне довелось видеть и ходить внутри них. Еще в 50-е годы на территории бывшего завода в деревянном одноэтажном бараке существовал клуб строителей. Управление строительно-монтажного треста № 94 «Главвладимирстроя» и его УНР 672 (Управление начальника работ) находились на Всполье.

13 августа 1928 г. Юрьевская улица была переименована. Ее назвали именем русского и советского писателя М. Горького ещё при его жизни. Летом 1880 г. 12-летний Горький (Пешков) работал в Муроме у булочника Глебова. В 90-е годы в период своих странствий, он провел в Муроме несколько дней, о чем написал в рассказе «Губин».

С 1929 г. во Владимире началось строительство промышленных предприятий и жилья в соответствии с пятилетними планами. Между улицами Горького и Гороховой строятся одноэтажные и двухэтажные жилые дома с садами, сохранявшиеся до конца 80-х и позже.

Интенсивное развитие промышленного производства продолжалось во время Великой Отечественной войны и в последующие годы. В генеральном плане 1947 г. улица Горького с прилегающими территориями была включена в систему нового общественного центра Владимира на парадной магистрали, которой предназначено было соединить историческое ядро и «город будущего» – проспект Сталина (ныне Октябрьский).

Это был период, когда отечественные архитекторы в поисках стиля советской архитектуры и художественных форм для его выражения снова обратились к русскому классицизму XVIII – первой половины XIX в. В результате возник послевоенный советский неоклассицизм, так называемый «сталинский ампир» 1950-х.

Во Владимире есть несколько характерных примеров воплощения этого направления: здания машиностроительного и строительного техникумов на Октябрьском проспекте, гостиница «Владимир», административное здание УМВД на ул. Большой Московской, жилые дома на ул. Большой Нижегородской и др. Думаю, к этому же ряду можно отнести и застройку обеих сторон ул. им. 850-летия г. Владимира и правой стороны ул. Горького от ул. Гастелло с площадью Ленина до остановки «Всполье». Ансамбль ул. им. 850-летия сложился к 1954 г, как и ул. Горького в упомянутой выше части.

Формирование ансамбля площади им. Ленина продолжалось до конца 50-х и в 60-е годы. В 1954 г. было построено здание Дома культуры тракторного завода. В 1958 г. на площади им. Ленина был открыт памятник В.И. Ленину. Проект площади с памятником выполнили архитектор А. Н. Душкин и скульптор Д. Б. Рябичев.

В 1963 г. были застроены жилыми домами: южная сторона площади и начало Октябрьского проспекта, вдоль отступа (курдонера) левая сторона ул. Горького до Промышленного проезда и здания Владимирского заочного финансово-экономического института (ул. Горького,79). В 1967 г. на площади им. В. И. Ленина построено здание Центра научно-технической информации (ЦНТИ, Октябрьский просп., 47).

Именно ансамбль 50-х годов определяет архитектурный облик ул. Горького и привлекает к ней внимание прежде всего тонким пониманием масштаба города, площади, ясной, четкой композицией зданий, сдержанностью декора и глубоким чувством архитектурной детали и ее масштаба.

Ансамбль решен на основе пространственной органической связи как отдельных частей ансамбля – улицы им.850-летия г. Владимира, площади Ленина, части ул. Горького – так и элементов, их составляющих. Достижению единства и цельности ансамбля способствует единство масштаба и модуля основных членений, стилевой характеристики зданий.

Учет природного рельефа местности, создание силуэта застройки улицы, отвечающего рельефу, – одно из важных качеств ансамбля ул. Горького 50-х. Древняя дорога, перейдя через долину р. Содышки, мягко поворачивает на юго-восток и спускается, следуя рельефу, по склону к долине р. Лыбеди. Перед Юрьевской заставой (ныне «Всполье») дорога отклоняется к югу и направляется на Мономахов город – среднюю часть г. Владимира XII – XIII вв. Открывающийся вид с ул. Горького – «Всполья» являет пример органической пространственной связи крупных ансамблей между собой при решении архитектурного облика города.

В 50-е годы место раскрытия ул. Горького в сторону древней части города и пересечение с ул. Мира были отмечены зданием с угловым решением в виде ротонды с балконом и маленькой ротондой на крыше (ул. Горького, 34).Тогда же перекресток ул. Горького с ул. им.850-летия г. Владимира был обозначен 5-этажной, угловой, граненой башней жилого дома с завершением в виде декоративной беседки – на северной стороне (ул. им. 850-летия г. Владимира, 6), и 4-этажным жилым домом с фигурным аттиком – на южной стороне (дом 7). Аттиками завершены эркеры и подчёркнут модуль основных вертикальных членений жилых домов. Это дополняет главные акценты на перекрестках ул. Горького с ул. им. 850-летия г. Владимира и ул. Мира и обогащает силуэт улицы.

В 1953 – 1956 гг. было построено на ул. Луначарского трехэтажное кирпичное административное здание треста № 94 (архитектор В. И. Грибов) с пристройкой по ул. Горького (архитектор Л. Г. Зотов). В 1979 –1982 гг. архитектор В. И. Пентман надстроил и реконструировал фасад здания, ставшего главным корпусом комплекса административных зданий областного управления строительства. Тогда же был устроен и сквер с фонтаном (ул. Луначарского, 1). Начало ул. Горького от побережья р. Лыбеди получило новое архитектурное звучание.

Возможности владимирской строительной базы 40-50-х годов позволяли строить 2–4-этажные жилые дома и общественные здания в духе «сталинского ампира». Были бригады отличных мастеров – штукатуров, маляров, лепщиков, кровельщиков в УНР-672, с которыми мне довелось работать.

Постановление ЦК КПСС и СМ СССР 1955 г. об устранении излишеств открыло новый этап в советской архитектуре: переход от периметральной квартальной застройки к микрорайонам, свободной расстановке отдельно стоящих типовых жилых домов, индустриализации строительства и типизации проектирования.

В 1960 г. был построен мост через Клязьму – продолжение транспортной связи по ул. Горького на юго-восток, что обеспечило ее постоянство и надежность, подчеркнуло значение.

В 1964 г. на территории бывшего кирпичного завода было возведено здание Политехнического института, ныне Владимирского государственного университета имени А. Г. и Н. Г. Столетовых.

В 1972 г. на правой стороне улицы построено 7-этажное здание Горисполкома (ныне Администрация и Совет народных депутатов г. Владимира). В 1982 г. на левой стороне – хирургический корпус больницы скорой помощи на 240 коек (архитектор А. М. Уваров).

В начале 2000-х на пересечении ул. Горького с ул. Мира построено высотное офисное здание (т. н. «утюг»), своим пренебрежением к масштабу окружающей застройки и рельефу местности вызывающее неприятие не только архитектурной общественности, но и населения.

Формирование застройки и благоустройства ул. Горького продолжается.

Прогрессивные традиции русской классической архитектуры ансамбля 50-х годов должны служить руководством к созданию законченного цельного решения магистрали. Не должно быть случайно поставленных домов без ясно выраженной архитектурной идеи в композиции улицы.

Читайте также: Каким мог стать Владимир? Обзор генпланов города за последние 100 лет 

Источник: vedom.ru

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...